Флоренция ‒ удивительный город. Колыбель искусства эпохи Возрождения. В XV веке это был практически центр мира ‒ то, чем потом стал Париж. Здесь творили или начинали карьеру Леонардо да Винчи, Сандро Боттичелли, фра Анжелико, Рафаэль и Микеланджело.
Если Рим ‒ это религиозная Италия, колыбель папской власти, то Флоренция ‒ это итальянское искусство. Тебя невольно пробирает мурашками, когда ты понимаешь, что по этим самым улицам когда-то ходили великие художники, они смотрели на те же самые крыши, что и ты, видели то же самое небо.
Куда стоит сходить во Флоренции, чтобы проникнуться ее духом?
1. Собор Санта-Мария дель Фьоре
Самый большой собор во Флоренции. Его начали строить еще в XIII-XIV веках, но тогда задумка архитекторов оказалась слишком грандиозной: еще не существовало технологий, позволяющих создать настолько огромный купол. Только в пятнадцатом веке архитектор Филиппо Брунеллески создал особую технологию конструирования, которая и позволила создать этот знаменитый купол.
Это один из самых огромных соборов в Европе, а до девятнадцатого века он был самым огромным в мире.
Кстати, Брунеллески придумал не только технологию изготовления купола (что было уже само по себе впечатляюще) ‒ он еще придумал, например, подъемники, которыми до сих пор пользуются на стройках. Ведь рабочим нужно было как-то подниматься на такую высоту.
Еще с куполом связана интересная история соперничества двух великих архитекторов: Брунеллески и Гиберти. Власти города поручили им вдвоем закончить собор, и они постоянно спорили, утаивали друг от друга разработки, боясь, что сопернику достанется больше славы.
Зачем идти на купол? Увидеть его красоту изнутри, подняться на сам купол и посмотреть на город с высоты. Вид потрясающий.
Возле Санта-Марии дель Фьоре располагается знаменитая кампанилла (если по-русски, то попросту колокольня) Джотто. На вершину ее ведет длинная лестница, такая древняя, что ступеньки уже стоптаны миллионами ног, что поднимались по ней (а ведь они каменные!), и вид оттуда открывается удивительный.
2. Галерея Уффици
Сокровищница искусства во Флоренции. Именно здесь вы увидите великие полотна эпохи Возрождения. Здесь располагается знаменитая картина Сандро Боттичелли «Рождение Венеры».
С ней связана интересная и печальная история. На этой картине изображена девушка по имени Симонетта Веспуччи. Она жила в XV веке и была возлюбленной Джулиано Медичи ‒ брата Лоренцо Медичи по прозвищу Великолепный, правителя Флоренции тех лет. Джулиано и Симонетта любили друг друга, но она была замужем за другим мужчиной (кстати, братом знаменитого Америго Веспуччи ‒ великого путешественника и купца, открывшего Америку!), и они не могли быть вместе. Будучи совсем юной, Симонетта умерла от туберкулеза.
Художник Сандро Боттичелли, как говорят, был влюблен в Симонетту и считал ее своей Музой. Однако он ни разу не рисовал ее при жизни. Все ее портреты (а их много в творчестве художника) написаны уже после смерти девушки. Например, есть знаменитая картина, изображающая Симонетту в профиль, и там у нее на шее кулон с танцующим скелетом ‒ как символ, что девушки уже нет в живых.
Помимо «Рождения Венеры» в галерее вы найдете «Весну» Боттичелли (там тоже изображена Симонетта), одну из первых, еще ученических работ Леонардо да Винчи «Благовещение Христа» (говорят, что он изобразил на этой картине ангелов, и это было так великолепно, что его наставник Вероккьо воскликнул, что ученик превзошел учителя), «Флору» Тициана, «Вакха» Караваджо, «Голову Медузы» того же Караваджо и множество других великих работ.3
3. Галерея Академии
Самый известный экспонат этого места ‒ знаменитый «Давид» Микеланджело.
Чем он интересен, помимо того, что это одно из величайших произведений искусства всех времен?
Во-первых, «Давид» изображен поразительно подробно. Микеланджело изобразил все до самых мелочей, вплоть до вен на руках. И вот как раз с руками связана любопытная история. Пальцы Давида очень характерно искривлены ‒ так, как бывают искривлены только пальцы скульпторов, много работающих с камнем и глиной и намозоливших руки. Это выдает, что Микеланджело ваял руки Давида со своих собственных.
Еще любопытно другое: «Давид» Микеланджело ‒ не первый, презентующийся во Флоренции. Был еще «Давид» Донателло. И эти две скульптуры разительно отличаются между собой. «Давид» Донателло ‒ хрупкий юноша, почти подросток; «Давид» Микеланджело великолепный, статный, сильный мужчина. Между этими двумя скульптурами прошел почти век.
И они отображают, как изменилась Флоренция. В эпоху, когда Донателло ваял своего «Давида», Флоренция еще только начинала свое становление. Это был богатый город, в котором власть постепенно захватывали банкиры, торговцы, меценаты ‒ люди не аристократического происхождения, но хваткие, деловые и умные, пробивающиеся в мире именно с помощью этих качеств.
«Давид» Донателло отображает это: его Давид ‒ юный мальчик из простой, крестьянской семьи, сражающийся с могучим воином-дворянином Голиафом. Он демонстрирует, что Флоренция ‒ город людей простого происхождения, но хватких, решительных и умных.
«Давид» Микеланджело ‒ это Флоренция в эпоху своего расцвета, когда она уже стала одним из самых крупных, самых богатых, самых известных городов в Италии. Она уже не стесняется своей силы, богатства, мощи, она презентует ее во всей красе, как Давид не стесняется великолепия своего тела, а просто позволяет им любоваться.
4. Пьяццале Микеланджело
Именно отсюда открывается самый знаменитый вид на всю Флоренцию, как с фотографий. Это туристическое место, здесь всегда много людей, продавцов сувениров, уличных музыкантов, но черт побери, вид, открывающийся здесь, того стоит. Отсюда видно все сразу: и дом Медичи, и галерею Уффици, и кампаниллу Джотто, и знаменитый собор.
Особенно этот вид великолепен на закате или на рассвете, когда Флоренцию заливает солнечный свет. Солнечный свет в Италии ‒ это вообще нечто поразительное. Когда видишь эти дома, овеянные солнцем, будто благословленные им, понимаешь, почему именно в Италии родилось столько великих художников.
5. Капелла Медичи
Семья Медичи неразрывно связана с историей Флоренции. Это семья банкиров, ведущая свою родословную аж с XIII-XIV века. Именно они первыми заложили традицию меценатствовать, вкладывать в искусство, спонсировать художников и украшать город.
Началась эта традиция с Джованни Медичи и его сына Козимо. Именно тогда, в начале-середине XV века, Флоренция стала колыбелью искусства, восхищающей людей по сей день.
Капелла Медичи удивительна тем, что, во-первых, это типичный образец архитектуры XV-XVI века. Прохаживаясь по ней, вы почувствуете себя словно бы там, в те далекие и прекрасные времена, увидите строгую красоту архитектуры эпохи Возрождения.
Во-вторых, там изумительные фрески. Если вы были в петербургском Эрмитаже ‒ это что-то подобное, но с итальянским колоритом. От них невозможно оторвать взгляд, они поразительны.
В-третьих, это место не так популярно, как знаменитый купол Санта-Мария дель Фьоре, поэтому здесь обычно тише, не так много людей, и можно вволю любоваться, делать фото и наслаждаться атмосферой той самой старой Флоренции.
6. Officina Profumo Farmaceutica di Santa-Maria Novella — Аптека
Это самая древняя аптека во Флоренции. Она была основана в XVI веке и до сих пор функционирует как аптека.
Дело в том, что во Флоренции всегда было популярно лечение травами. В XV-XVI веках она была известна не только великолепной архитектурой, но и своими травниками. Даже сейчас многие флорентийцы, особенно пожилые, предпочитают народную медицину доказательной. И по сей день приходят сюда за травяными сборами, мазями, кремами на основании рецептов прошлых столетий.
Эту аптеку основали монахи-доминиканцы. В XVI веке это была одна из самых богатых аптек города, поэтому помимо того, что здесь можно проникнуться духом старой Флоренции, это еще и памятник архитектуры того времени.
Плюс это не туристическое место, поэтому вы сможете побыть в относительном одиночестве и насладиться атмосферой и красотой. А еще купить травяные сборы, мази, крем или духи, или даже что-нибудь для вашего питомца.
7. Vivoli Gelato — Магазин мороженого
Магазин мороженого. Это не точно, но, возможно, именно во Флоренции стали впервые изготавливать мороженое, по крайней мере, в Европе. Оно и неудивительно: во Флоренции очень жарко, поэтому в XVI веке на улице стали продавать замороженное подслащенное молоко. Позже появилась более совершенная технология изготовления мороженого.
«Виволи» работает с 1930-х годов, это одно из старейших кафе-мороженых в Италии, да и вообще в мире. Здесь продают разнообразное и очень вкусное мороженое и, конечно, подают великолепный итальянский кофе. Как можно приехать в Италию и не насладиться итальянской едой, в конце концов? Правильно ‒ это абсолютно невозможно, тем более, что мороженое здесь такое вкусное, что хочется перепробовать сразу все и сразу.