Тебе наверняка знаком такой сценарий, или, возможно, тебе самому доводилось через подобное проходить.
Ты смотришь сериал или шоу, и со временем его герои начинают восприниматься как твои близкие люди, будто ты каждый вечер встречаешься с друзьями. Или похожий эффект возникает, когда ты долгое время смотришь какого-нибудь блогера, который тебе нравится. Или, возможно, будучи подростком, ты пережил фазу увлеченности и желания подражать какому-нибудь артисту, музыканту или спортсмену. Или был влюблен в актрису или героиню кино, книги, аниме, мультсериала или комикса. Или, наконец, ты читал книгу, и смерть персонажа оттуда ранила тебя так, словно ты знал и любил его в реальной жизни (привет, «Игра престолов»).
Знакомые сценарии, правда?
Все это называется парасоциальными отношениями. Давай разберемся поподробнее, что это такое.
Парасоциальные отношения: что это такое и как появился термин
Сам термин появился в 1956 году. Это было время, когда телевидение постепенно заняло большую нишу в жизни обычных людей. Люди смотрели фильмы, сериалы, ток-шоу, зачастую ‒ годами. Тогда же появились первые мировые кинозвезды, как, например, Мэрилин Монро. Соответственно, перед антропологами, социологами и психологами возникла задача: проанализировать отклик человеческой психики на принципиально новые с точки зрения человеческой истории феномены.
Конечно, художественная литература и театральные постановки были и раньше (и, кстати, были и поклонники тех или иных авторов или театральных актеров, например, тебе, наверное, известно, что когда Артур Конан-Дойл убил Шерлока Холмса в одном из рассказов, его завалили письмами возмущенные читатели, которые пережили эту смерть ‒ смерть несуществующего героя ‒ так, словно это было их личное, настоящее горе).
Но впервые в истории доступ к такого рода отношениям, завязывающимися между персонажем или медийной персоной и реальным человеком, получило большое количество людей. Соответственно, явление понадобилось изучить.
Так появился термин «парасоциальные отношения». Его ввели антрополог Дональд Ортон и социолог Ричард Вол. Он означает отношения между человеком и медийной персоной или несуществующим персонажем (например, персонажем кино, книги или игры).
Изначально речь шла о дружеской привязанности, какая возникала у телезрителей какой-то программы или сериала, когда они длительное время смотрели шоу и испытывали дружескую привязанность к его героям. Но после термин расширили, и туда добавили другие варианты отношений: дружбу, влюбленность, восхищение, подражание или даже ненависть ‒ парасоциальные отношения вовсе необязательно позитивно окрашены.
Отличительная особенность такого рода отношений ‒ их односторонняя направленность. Человек влюблен или дружит с кем-то, кого вовсе не существует на свете, или объект его чувств ничего не знает об его существовании. В этом смысле парасоциальные отношения можно назвать иллюзорными, ведь их как таковых не существует в реальности, они присутствуют лишь в фантазии субъекта этих отношений.
Однако для человека, который влюблен или дружит с медийной личностью или персонажем, эти отношения более чем реальны и зачастую даже более эмоционально насыщенные и значимые, чем отношения в реальной жизни.
Почему так получается?
Парасоциальные отношения возможны благодаря особенности человеческого мозга. Особенность заключается в том, что для человеческого мозга в целом нет особой разницы, происходит ли какое-то событие в реальности или только в воображении.
Благодаря этому мы, например, можем испытывать эмоциональный отклик на художественную литературу или фильмы; можем пугаться фильмов ужасов, хотя понимаем, что всякие монстры на экране на самом деле не существуют.
Или даже феномен тревоги: часто когда человек тревожится ‒ он боится того, чего на самом деле вообще не существует, например, будущего неблагоприятного сценария. Все это возможно благодаря тому, что мозг способен выдавать эмоциональную реакцию даже на несуществующие в реальности стимулы.
А учитывая, что чаще всего парасоциальные отношения возникают либо с предметами искусства (герои книг или игр), либо с людьми, которые производят искусство, а искусство предназначено вызывать у зрителей и слушателей яркие эмоции ‒ не завязать парасоциальные отношения, взаимодействуя с искусством, в принципе довольно сложно.
Парасоциальные отношения ‒ это опасно?
В целом нет. Парасоциальные отношения возникают благодаря особенности человеческого мозга. Они возможны в любом возрасте и не особенно зависят от пола. Считается, что чаще парасоциальные отношения возникают у женщин и подростков, особенно у девочек-подростков, но фактически это возможно для всех. Вот несколько примеров парасоциальных отношений:
- Когда ты влюбляешься в актрису или героиню игры, или женщина влюбляется в актера или персонажа книги;
- Когда ты восхищаешься каким-то спортсменом, музыкантом, артистом, публичным деятелем, он для тебя выступает как объект для подражания, ты хочешь быть на него похожим;
- Когда ты горюешь по гибели персонажа в любимом сериале или книге;
- Когда ты привязываешься к персонажам сериала, который давно смотришь, и чувствуешь приятное чувство безопасности и словно вернулся домой, в дружескую компанию, когда смотришь его;
- Когда ты кого-то хейтишь, смотришь, потому что этот человек тебя бесит и раздражает, или когда ты кому-то завидуешь, или считаешь его плохим человеком.
Сейчас возникли даже отдельные направления искусства, завязанные на парасоциальных отношениях. Например, интерактивные игры, где можно взаимодействовать с персонажами, строить с ними отношения с помощью выбора реплик в игре. Или визуальные новеллы, где все завязано именно на романтических отношениях и их развитии. Разработчики и авторы контента поняли, что люди охотно формируют эмоциональные связи с выдуманными героями, особенно если контент интерактивный, и стали это использовать.
Это нормально. Однако если у человека есть предрасположенность к психическим отклонениям, агрессивному, преследующему поведению или наоборот социофобии ‒ парасоциальные отношения могут послужить катализатором и усугубить состояние. Пример: поклонники, которые преследуют своих кумиров или даже проявляют к ним агрессию.