3 вопроса Канта самому себе

Update 2019: «Дом Канта» был отремонтирован в 2018 году (фото внизу статьи).

3 вопроса Канта
Дом Канта в Калининграде (бывший Кёнигсберг)

кант1

Иммануил Кант, великий ученый XVIII века, родоначальник классической философии, ставил перед  собой задачу разобраться в трёх вещах:

  1. что я могу знать? (метафизика)
  2. что я должен делать? (мораль)
  3. на что я смею надеяться? (религия)

 

Наконец, за этим должна была последовать четвёртая задача — что такое человек? Эти 3 вопроса Канта стали основой его философских размышлений о жизни, смерти, морали и Боге.

Вспомним основные ответы философа на свои собственные «3 вопроса Канта»:

Иммануил Кант О Семье

В брачной жизни соединенная пара должна образовать как бы единую моральную личность.

Для мужчины нет ничего более обидного, чем обозвать его глупцом, для женщины — сказать, что она безобразна.

Глубокое одиночество возвышенно, но оно чем-то устрашает.

Человек может стать человеком только путем воспитания. Он — то, что делает из него воспитание.

Принцип искусства воспитания гласит: дети должны воспитываться не для настоящего, а для будущего, возможно лучшего состояния рода человеческого…

О Стяжательстве и Честолюбии

Постоянно давать детям награды не годится. Через это они становятся себялюбивыми, и отсюда развивается продажный образ мыслей.

Чтобы сделать разумный выбор, надо прежде всего знать, без чего можно обойтись.

Кто отказался от излишеств, тот избавился от лишений.

Дайте человеку все, чего он желает, и в ту же минуту он почувствует, что это все не есть все.

Большое честолюбие издавна превращало благоразумных в безумцев.

Не принимай благодеяний, без которых ты можешь обойтись.

Иммануил Кант О Науке и Знании

В каждой естественной науке заключено столько истины, сколько в ней есть математики.

Умение ставить разумные вопросы есть уже важный и необходимый признак ума и проницательности.

Есть такие заблуждения, которые нельзя опровергнуть. Надо сообщить заблуждающемуся уму такие знания, которые его просветят. Тогда заблуждения исчезнут сами собою.

Во всех объектах — и внешних и внутренних — только с помощью отношения времени ум может решить, что прежде, что после, т.е. что есть причина и что есть действие.

Хитрость — образ мыслей очень ограниченных людей, и очень отличается от ума, на который по внешности походит.

О Совести

Мы часто краснеем из-за бесстыдства другого, который обвиняет нас в чем-либо.

Невозможность видеть отделяет человека от мира вещей. Невозможность слышать отделяет человека от мира людей.

Когда справедливость исчезает, то не остается ничего, что могло бы придать ценность жизни людей.

Жизнь людей, преданных только наслаждению без рассудка и без нравственности, не имеет никакой цены.

Закон, живущий в нас, называется совестью. Совесть есть, собственно, применение наших поступков к этому закону.

О Жизни и Смерти

Две вещи наполняют душу постоянно новым и возрастающим удивлением и благоговением и тем больше, чем чаще и внимательнее занимается ими размышление: звездное небо надо мной и нравственный закон во мне. То и другое, как бы покрытые мраком или бездною, находящиеся вне моего горизонта, я не должен исследовать, а только предполагать; я вижу их перед собой и непосредственно связываю их с сознанием своего существования.

Смерти меньше всего боятся те люди, чья жизнь имеет наибольшую ценность.

Страдание — это стимул для нашей деятельности, и, прежде всего, в нем мы чувствуем нашу жизнь; без него наступило бы состояние безжизненности.

О Свободе и Счастье

Счастье есть идеал не разума, а воображения.

Чем больше привычек, тем меньше свободы.

Тот, кто становится пресмыкающимся червем, может ли затем жаловаться, что его раздавили?


Иммануил Кант родился, жил, работал, умер и похоронен в немецком Кенигсберге.

Во время Семилетней войны с 1758 по 1762 год Кёнигсберг находился под юрисдикцией российской империи, что нашло отражение в деловой переписке философа. В частности, прошение на должность ординарного профессора в 1758 году он адресует императрице Елизавете Петровне. Таким образом, Кант стал вынужденным эмигрантом, никуда не переезжая. 

Период господства Российской империи над Восточной Пруссией был наименее продуктивным в творчестве Канта: за все годы из-под пера философа вышли лишь несколько эссе, посвящённых землетрясениям, но сразу же после его окончания Кант издал целую серию работ.

В течение нескольких лет пребывания русских войск в Кенигсберге Кант держал у себя на квартире несколько молодых дворян в качестве пансионеров и познакомился со многими русскими офицерами, среди которых было немало мыслящих людей. Один из офицерских кружков предложил философу читать лекции по физике и физической географии (Иммануил Кант после полученного отказа весьма интенсивно занимался частными уроками: он преподавал даже фортификацию и пиротехнику)

Город Канта Кенигсберг ныне находится на территории РФ. Как свидетельствует надпись на почти полностью разрушенном доме Иммануила Канта (см.фото), современные россияне «с вниманием и любовью» относятся к великому наследию великого человека.

Дом Канта
Реставрированный Дом Канта

Это фото отреставрированного «Дома Канта»в поселке Веселовка (100 км от Калининграда). На самом деле этот самый дом был построен предположительно в конце 19 века, уже после смерти Канта, на месте разрушенного дома пастора Андерша, в котором Кант действительно жил в возрасте от 23 до 27 лет, обучая детей пастора. Сейчас здесь музей.

Оцените статью
Big5.ru
Добавить комментарий

 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

  1. Natzu

    That’s a brilliant answer to an inrtseeting question

    Ответить
  2. Хранитель автор

    That really is, Natzu!

    Ответить
  3. FILOSOF

    This is not the Kant’s house. The real one is on the other place.

    «По словам кандидата философских наук, заведующего кафедрой философии в БФУ им. И. Канта Вадима Чалого, Иммануил Кант действительно проживал в поселке Юдшен (так называлась Веселовка до конца Второй мировой войны) с 1747 по 1750 годы. В тот период времени Кант жил и работал учителем в семье местного пастора Даниэля Эрнста Андерша. Это единственное место, куда за всю жизнь отъезжал из родного Кенигсберга великий философ. Но пасторский дом до наших дней не сохранился – здание было снесено во второй половине XIX века. Однако, как уверены краеведы, снесли его не до конца – просто на старом фундаменте построили новые стены, и именно это здание – еще раз перестроенное – и дошло до нашего времени. »

    www. istpravda.ru/artifacts/13223/

    Ответить
  4. Игорь

    Дом Канта? Странно.

    Ответить
  5. Игорь Метальский

    🙂

    Ответить