Хочу работать дома! Что такое фриланс
XXI век можно назвать «эпохой фриланса». Фриланс (от английского «free lancer» — «вольный копейщик», то есть наёмный солдат) — выполнение различных заказов и поручений без постоянного контракта. Заказы могут совпадать по профилю с вашей основной работой (например, бухгалтер ведёт парочку ИП) или сочетаться с вашим хобби (маркетолог разрабатывает логотипы).
Этот способ подойдёт вам если:
- вы имеете свободное время и желание подзаработать
- и при этом обладаете какими-либо навыками, востребованными другими людьми.
Этот способ НЕ подойдёт вам если:
- у вас совершенно нет свободного времени,
- вы не хотите ничего менять в своей жизни.
То есть фриланс — способ универсальный и подходит практически всем. У всех нас есть какие-либо навыки, за которые другие люди готовы заплатить.
И это не только стандартные вёрстка сайтов, графический дизайн, транскрибация аудио в текст, ведение бухгалтерии. Но и такие экзотические вещи, как: рисование карикатур, выгуливание собак, приготовление веганской пищи с доставкой или прямо на дому у клиента, помощь в выборе гардероба, помощь в покупке подержанного автомобиля.
XXI век можно назвать «эпохой фриланса» — потому что всё больше и больше людей бросает работу в офисе, устраивая рабочее место прямо у себя дома на диване. Впрочем, бросать работу я вам не предлагаю, давайте начнём с того, что создадим вам дополнительный доход. Вы же не откажетесь получать 10-20 тысяч рублей плюсом к вашей зарплате? Для начала важно определиться, на чём вы будете зарабатывать.
Чтобы понять, какие услуги вы можете оказывать, сделайте обзор собственных умений, увлечений и хобби
Ответьте себе на вопросы:
- Какие навыки у меня есть?
- В чём друзья и знакомые просят моего совета?
- Какие сайты, блоги и сообщества я читаю — мода, здоровье, компьютеры, бизнес…?
Когда вы будете это делать, у вас в голове наверняка будут всплывать возражения вроде: «Но я же не настоящий эксперт! Я же просто любитель!» или «Никто не будет за это платить!»
Это типичные ограничивающие убеждения. Ведь вы же не требуете от водителя такси, чтобы он обладал уровнем вождения пилота «Формулы-1». А некоторые богатые люди платят сотни долларов за педикюр для своих собак. Поэтому отложите сомнения в сторону и просто сделайте то, что я советую.
Итак, у вас уже появился какой-то список навыков и возможных услуг. Но как и кому вы будете их предлагать?
Есть два способа продвижения
Первый подходит для онлайн-улуг. Первый способ заключается в том, что вы идёте на биржу фрилансеров, размещаете там информацию о себе, откликаетесь на заказы и ждёте предложений. Плюсы этого способа — на бирже всё понятно, чётко и ясно. Вы можете посмотреть, какие бывают заказы и что предлагают другие фрилансеры. Кроме того, со временем вы наработаете репутацию и сможете повысить цены. Минусы — вам придётся постоянно биться за заказ с десятками других фрилансеров. И поначалу работать за копейки, особенно если у вас нет хорошего портфолио.
Кроме того, не каждую услугу можно продавать через биржу. За личным поваром или консультантом по стилю клиенты туда не ходят. В целом, лучше использовать биржи для предложения онлайн-услуг, а также для изучения рынка и сбора информации.
Продвигать же свои нестандартные оффлайн-услуги лучше иначе
Итак, второй способ заключается в том, чтобы самим находить клиентов, которые не ищут ваших услуг. Это требует некоторой активности и уверенности в себе, но приносит несравнимо большее количество денег. Не бойтесь, ходить по офисам и квартирам с визитками вам не придётся. Сейчас всё расскажу. Но сначала проделаем подготовительную работу и сделаем ваши услуги востребованными.
Ошибка большинства специалистов (не только фрилансеров) состоит в том, что они продают услугу, а не выгоду. Например, предлагают сделать красивый дизайн сайта. Или провести десять сессий тета-хилинга. Большинству клиентов плевать на красивый дизайн — им нужно, чтобы сайт приводил клиентов. И никому, кроме упёртых шизотериков, не нужен тета-хилинг — нормальным людям нужно, чтобы у них наладились отношения в семье или прекратилась бессонница. Поэтому, прежде чем искать клиентов, давайте сформулируем ваше предложение по формуле:
Я могу помочь вам с … (проблема клиента), так что вы получите … (выгода).
Например: «Я могу помочь вам с вашим сайтом, так что он будет приводить больше клиентов».
Или: «Я могу помочь вам с выбором одежды. Вы потратите столько же, а выглядеть будете, как звезда Голливуда».
А сейчас — потренируйтесь и придумайте несколько формулировок сами. С вашими услугами, конечно.
Что делать дальше? Вот пошаговая технология:
- Напишите об этом пост на своей страничке в соцсетях. С формулировкой, которую вы придумали только что.
- Если у вас среди друзей есть люди, которым могут быть полезны ваши услуги — напишите или позвоните им. Можете помочь им бесплатно, за небольшие деньги или взаимную услугу. Главное — соберите отзывы и убедитесь, что людям это действительно нужно.
- Подумайте, кто является вашим потенциальным клиентом и где их искать. Возможно, это мамы в декрете, одинокие деловые люди или владельцы собак.
- Найдите контакты ваших потенциальных клиентов. Если ваши клиенты — частные лица, проще всего это делать в соцсетях. Если это владельцы небольшого бизнеса — можно написать им на e-mail (контакты обычно указаны на сайте) или обратиться через форму обратной связи.
- Напишите им сообщение с предложением ваших услуг.
- Общайтесь с заинтересованными клиентами и получайте заказы. И не обращайте внимания на отказы и негатив — вам же не придётся выслушивать это лично.
Чем хорош этот способ?
Когда вы приходите к клиенту и попадаете точно в его проблему — он готов заплатить вам много. Когда же клиент сам приходит на биржу и видит там сотни людей, предлагающих одну и ту же услугу — он начинает вести себя, как капризная барышня на сайте знакомств.
Впрочем, даже медленный и безопасный способ продвижения через биржи лучше, чем ничегонеделание и диванолежание. Пробуйте!
Ольга Юрковская
Автор сайта Big5.ru