Битва за школу: культурный багаж или чемодан без ручки?

битва за школу
Юрий Иванов «Пушкин-лицеист»

Знания или умения? Учитель или Искусственный интеллект?

Битва за школу продолжается

Мы наблюдаем крушение пиетета перед Пушкиным и такой же рост популярности Асадова. Факт налицо.

Отчасти это можно считать «какбэ» положительной тенденцией. Это говорит об эрозии авторитета классической, казенной школы. А без ее деспотического указующего перста люди больше доверяют своему собственному внутреннему чутью.

А теперь другая сторона. Про это внутреннее чутье. Без учительской указки люди в массе своей демонстрируют полное непонимание того, что есть поэзия, что есть художественное сообщение. А потому не видят разницы между настоящими стихами и зарифмованными анекдотами и нравоучениями. Равно как между подлинной живописью и писанными маслом на холсте комиксами или порнухой.

Школа должна давать не знания, а умения и принципы

Не обязательно помнить, что прямой угол — 90 градусов, а вода кипит при ста. Но хорошо бы уметь самому, своим умом докапываться до таких фактов, а главное, уметь проверять и доказывать их истинность. Весь школьный курс естественных наук первым делом должен учить нравственности — то есть честному поиску и доказательству множества разнообразных истин. А заодно и иммунитету против лжи.

Поппер отмечал, что британская политическая верхушка свободно владеет латынью. И учат древним языкам во всяких там оксфордах не только для того, чтобы аристократ потом мог с трибуны или кафедры блеснуть своей ученостью, ввернув непонятную цитатку. В начале ХХ века считалось бесспорным, что внимательное чтение античных классиков весьма способствует правильному формированию личности, притом эти тексты обязательно должны читаться в оригинале, а иначе не будет никакого толку.

Сила слова

Говорить, что школьный курс литературы устарел на 95% и должен быть выкинут за ненадобностью — это значит вообще не знать и не понимать, что же там написано, в этой русской классической литературе. А ведь она в сложившейся у нас ситуации — единственный источник, открывающий ученику основные духовные понятия, демонстрирующий подростку, что, помимо проблем практических, в жизни бывают еще и проблемы нравственные. Я уж не говорю о том, что это есть подлинное, существующее вне времени искусство, а без поэзии жизнь не только скучна, но и бесплодна.

Более того, курс русской литературы — это весьма глубокий диалектический курс православного богословия. Куда более глубокий и правдивый, чем насаждаемый нынче урок закона Божьего. Моя личная статистика говорит мне, что среди самых оголтелых сектантов, фанатичных приверженцев самых идиотских или мрачных духовных поветрий не найдется ни одного человека, заслуживающего больше «двойки» за весь школьный курс литературы.

Рука дающего и личность берущего

Рассуждая о том, что школа дала ученику, следует видеть вопрос и с другой стороны — что ученик взял от школы. Уже класса с пятого-шестого ученик может рассматриваться как вполне ответственная личность, которая ежечасно самостоятельно решает, что ей брать от учителей, что ей нужно и что ей интересно.

Критикуя школу, многие не просто вместе с грязной водой выплескивают и ребенка. Вижу людей, которые уверены, что в этой грязной воде вообще никогда не было никакого ребенка. И нечего ему там делать.

Битва за школу — это битва за личность человека будущего (прим. «50 оттенков умного»).

 

Выбор цели

Критикуя школьное образование (а его сейчас не пинает только ленивый), хорошо бы понять, чего мы требуем от выходящих из школы учеников. То есть, собственно, чего мы хотим от самих себя. Я тут вижу две ортогональные, а во многом даже противоположные задачи.

Первая — хоть отчасти предвидя, каков окажется мир будущего, сформировать личность, которая сможет в него успешно встроиться.

Вторая — хоть отчасти предвидя, каков окажется мир будущего, сформировать личность, которая сможет сделать этот будущий мир хоть чуточку лучше.

Это категорически разные цели. И для их достижения требуется совсем разное воспитание и образование. Под первую задачу, под служение себе, нужен упорный, амбициозный, цепкий конформист, а под вторую, под служение миру или Богу — идеалист, но не просто мечтатель, а личность, наделенная особым складом интеллекта, нравственности, а также и специфическими деловыми качествами.

Безрадостным, пошлым, тошнотным будет мир, построенный исключительно прагматиками, личностями первого рода. Такой мир чреват самым разнообразным злом и совершенно перед ним беззащитен.

Однако и за чрезмерно активными, самозабвенными идеалистами тоже нужен глаз да глаз, иначе они такого нафантазируют…

Такая вот дилемма. Возможно, в идеале нужно воспитывать людей, в которых мирно (или пусть даже конфликтно) уживаются обе эти личности.

Культурный багаж или чемодан без ручки?

 

Всячески способствуя прогрессу и обновлению, как в обществе, так и в школе, неплохо было бы помнить, что есть еще и такая вещь, как традиция, как цивилизация, трактуемая не только в форме новеньких машинок и гаджетов. Как культурный багаж, тот самый «чемодан без ручки», который таскать за собой очень хлопотно, но без которого человек — пустышка без корней и без роду-племени. И передать этот ободранный чемодан новому поколению — наш первейший долг.

VS

Вот уже третий раз за сутки в моей ленте всплывает мадам Петрановская с очередной достаточно объемистой и вполне серьезной статьей. Честно признаюсь, очень я недолюбливаю эту даму за ее самоуверенный авторитаризм… Впрочем, не просто за это. Это можно было бы назвать всего лишь невинным личностным изъяном, простительным дефектом, в который интеллигентный человек не будет тыкать без крайней нужды.

Дело в другом. В привычном агрессивном нахрапе эта весьма неглупая женщина, излагая и доказывая, как правило, вполне себе очевидные и тривиальные вещи, все время продвигает (или протаскивает) кой-какие достаточно пошлые, низкие идеи, которые представляются враждебными моей вере, моим представлениям о человечности, о культуре, о цивилизации.

Выше я разместил несколько тезисов, которые на первый взгляд кажутся вполне бесспорными, хотя на самом деле они категорически противоречат идеям, которые провозглашает Петрановская. Именно потому я скомпоновал этот пост «задом наперед», чтобы скрыть хотя бы на первых шагах его полемический характер.

Битва за школу продолжается (прим. «50 оттенков умного»).

Андрей Ракин


Автор статьи: Хранитель

Хранитель

Администратор сайта Big5.ru

Оставить комментарий