Да здравствует революция аутсайдеров, о которой …

революция аутсайдеров

Ветхий Завет, Революция аутсайдеров и неравенство прав и обязанностей

Об иерархии

Неравенство между людьми, закрепленное в строгой иерархии, можно считать одним из первейших достижений цивилизации. Впрочем, тут следует говорить даже не о человеческой цивилизации, а вообще о жизни в биологическом плане. Иерархия есть и в звериной стае.

Глянув на жизнь строгим глазом зоолога, мы увидим, что общепризнанное неравенство прав и обязанностей, пирамида подчинения зачастую является залогом выживания для сообщества и способом комфортного устройства в жизни для каждого его члена.

В патриархальной Индии, да и в других традиционных обществах, человек, выброшенный из своей касты, не просто опускается на одну ступень. Он оказывается в несравненно более жалком положении, чем самые низы общества, хотя бы те же «неприкасаемые».

Конфликт иерархии и личности

Однако мы, слава Богу, живем в мире, который не описать простому зоологу. Да и сами мы понимаем о себе нечто такое, что позволяет высокомерно гнать с порога всяких зоологов, социальных дарвинистов с их строгим и глупым взглядом.

Мы-то сейчас живем в мире христианской и пост-христианской цивилизации, где принято в каждом видеть если не «искру Божью», не бессмертную душу, то уж в любом случае личность.  Личность, чью значимость у нас запрещено сравнивать со значимостью любого сообщества, да и вообще выражать в любых мерах. Такое у нас культурное табу. И я не то, что его одобряю. Я от него в восторге. Это и есть главное достижение нашей культуры.

Такой вот у нас конфликт древней цивилизационной установки и принципов совершенно новых, еще до конца не осознанных — ведь с их провозглашения прошло каких-то жалких два тысячелетия. И как же их увязать? Только незаметная глазу революция аутсайдеров способна на это.

Старо предание

В церковном предании горний мир, ангельское воинство строго расписано по чинам и рангам. Там и «силы», и «серафимы», и «ангелы», и «архангелы» ходят строем, поют хором и по команде отдают Господу честь. Однако лично я уверен, что все это — злостные и весьма поздние выдумки церковников, тупо копировавших административную структуру тогда уже заскорузлой Византийской империи. Я убежден, что уж ТАМ царит полная демократия, полный либерализм и даже, я бы сказал, полная анархия. Да и как еще назвать тот блаженный момент, когда все «искры божии» вновь сливаются в единое сияние со своим источником? Это уж никак не иерархия, а просто веселая «куча малА».

Так что же будем делать? Ведь добрая половина мира живет по ветхозаветным правилам, следует ветхозаветным смыслам, мечтает о власти, о богатстве, о достойном положении в той или иной иерархии. И ничего другого им не надо. И это даже не половина. Считай, почти все. А нас куда же? Нас, новозаветных, которых Иисус научил еще 2000 лет назад с высоты духа плевать на все эти жалкие забавы? Как-то трудно ужиться нам с ними в одном мире, в одной стране, в одном городе, в одном доме.

В прежние эпохи для этого существовали монастыри, они и сейчас, пусть даже слегка выродившись, худо-бедно правят свое дело. Есть еще всякие монашеские ордена, где эта проблема полностью решена, но все-таки не каждому это по душе, тем более, что среди нас есть и агностики, и атеисты.

Новые маргиналы

Но, хвала Господу, во всех мыслимых иерархиях за последние десятилетия сложилась отдельная каста «ауткастов», класс маргиналов, аутсайдеров, дауншифтеров, гордых разгильдяев, не желающих копаться в общей песочнице. Нет, мы не мешаем всем им кататься на своих «американских или русских горках», если им так нравится и у них от этого захватывает дух. Нужна вам армия — устраивайте там свою армейскую дисциплину, только не требуйте, чтобы мы служили там вместе с вами. Нужны мегакорпорации, где каждый сверчок знает свой шесток — да ради Бога, играйтесь, куйте башли, стригите купоны — только не трогайте нас.

Серьезную революцию XXI века я вижу в том, что мы, аутсайдеры, осознали наконец свои права, обрели свое достоинство. Нашли способы жить, не заслужив упреков в тунеядстве. Выход из общей свистопляски теперь уже не означает сразу падение вниз, на самое социальное дно. Тихая революция аутсайдеров позволяет просто спокойно отойти на обочину. Стать не тунеядцами, но «маргиналами», то есть заметками на полях, которые в иной книге стоят больше основного текста.

Право оставаться чужим

Да мы заслужили право (пока что моральное) на свою собственную резервацию, и в нее мы принимаем гостей из самых разных социальных, экономических и культурных страт. Уйти «от своих» и при этом не примкнуть «к чужим», стать «не таким, как все», та дерзость за которую еще совсем недавно жестоко преследовали, теперь постепенно осознается одним из важных прав человека наряду со всеми остальными.

Да, пока что нас меньшинство, а наш лагерь и в самом деле можно назвать «резервацией». За ее границами безумный-безумный-безумный мир продолжает свои идиотские гонки. Но кто его знает, как дело пойдет дальше? Не примет ли все человечество через пару веков форму аморфного содружества разрозненных, не похожих друг на друга хитроумных аутсайдеров, гордых маргиналов, ленивых и мечтательных дауншифтеров? А для тех, кто любит ходить строем и топтать друг дружку, мы, так уж и быть, организуем особые резервации, в которых позволим воевать, создавая игрушечные армии, и играть в монопольку, передавая друг дружке игрушечные ассигнации.

Да здравствует революция аутсайдеров, о которой  так долго молчали!

 

Понравилось? Поделитесь с друзьями!

Автор статьи: Андрей Ракин

Андрей Ракин
Физик, издатель, переводчик с английского (философия и научпоп). Москвич, в последние годы "бездельничаю и пустозвоню" в Болгарии.

Оставить комментарий