Ловкость слов, и никакого мошенничества

манипулирование с помощью СМИ

Манипулирование с помощью СМИ — явление настолько частое и привычное, что почти перестает замечаться. Американский профессор-лингвист, философ, общественный деятель и политический аналитик Ноам Хомский составил список универсальных приемов манипулирования общественным сознанием с помощью средств массовой информации. 

1- Отвлечение внимания

Основным элементом управления обществом является отвлечение внимания людей от важных проблем и решений, принимаемых политическими и экономическими правящими кругами, посредством постоянного насыщения информационного пространства малозначительными сообщениями. Прием отвлечения внимания необходим для того, чтобы не дать гражданам возможности получать важные знания в области науки, экономики, психологии, нейробиологии.
«Постоянно отвлекать внимание граждан от настоящих социальных проблем, переключая его на темы, не имеющие реального значения. Добиваться того, чтобы граждане постоянно были чем-то заняты и у них не оставалось времени на размышления; с поля – в загон, как и все прочие животные».

2- Создавать проблемы, а затем предлагать способы их решения

Данный метод также называется «проблема-реакция-решение». Создается проблема, некая «ситуация», рассчитанная на то, чтобы вызвать определенную реакцию среди населения. А уж население само потребует принятия мер, которые необходимы правящим кругам. Например, допустить раскручивание спирали насилия в городах или организовать кровавые теракты для того, чтобы граждане потребовали принятия законов об усилении мер безопасности и проведения политики, ущемляющей гражданские свободы.
Или: вызвать экономический кризис, чтобы заставить принять как необходимое зло нарушение социальных прав и сворачивание социальных программ.

3- Способ постепенного применения 

Чтобы добиться принятия какой-либо непопулярной меры, достаточно внедрять ее постепенно, день за днем, год за годом. Например: сведение к минимуму функций государства (или наоборот, «загосударствление» всех сфер жизни), приватизация (или наоборот, национализация), неуверенность, нестабильность, рост безработицы, снижение доходов. Если бы все это произошло одновременно, то наверняка привело бы к революции.

4- Отсрочка исполнения 

Другой способ продавить непопулярное решение заключается в том, чтобы представить его в качестве «болезненного и необходимого» и добиться в данный момент согласия граждан на его осуществление в будущем. Гораздо проще согласиться на какие-либо жертвы в будущем, чем в настоящем.

Во-первых, потому что это не произойдет немедленно. Во-вторых, потому, что народ в массе своей всегда склонен лелеять наивные надежды на то, что «завтра все изменится к лучшему» и что тех жертв, которых от него требуют, удастся избежать. Это предоставляет гражданам больше времени для того, чтобы свыкнуться с мыслью о переменах и смиренно принять их, когда наступит время. Манипулирование с помощью СМИ здесь проявляется ярче всего.

5- Обращаться к народу как к малым детям 

В большинстве пропагандистских выступлений, рассчитанных на широкую публику, используются такие доводы, персонажи, слова и интонация, как будто речь идет о детях школьного возраста с задержкой в развитии или умственно неполноценных индивидуумах.
Чем усиленнее кто-то пытается ввести в заблуждение слушающего, тем в большей степени он старается использовать инфантильные речевые обороты. Почему? Если кто-то обращается к человеку так, как будто он подросток, то, в силу внушаемости, в реакции этого человека также будет отсутствовать критическая оценка.

6- Делать упор на эмоции в гораздо большей степени, чем на размышления 

Воздействие на эмоции — классический прием манипулирования. Он направлен на то, чтобы заблокировать способность людей к рациональному анализу, а в итоге и к способности критического осмысления происходящего. С другой стороны, использование эмоционального фактора позволяет открыть дверь в подсознательное для того, чтобы внедрять туда мысли, желания, страхи, опасения, принуждения или устойчивые модели поведения…

7- Держать людей в невежестве, культивируя посредственность 

Добиваться того, чтобы люди стали неспособны понимать приемы и методы, используемые для того, чтобы ими управлять и подчинять своей воле. Качество образования, предоставляемого широким массам населения, должно быть как можно более скудным и посредственным с тем, чтобы невежество, отделяющее их от властных структур, оставалось на уровне, который они не смогут преодолеть. Побуждать граждан восторгаться посредственностью, внедряя в население мысль о том, что модно быть тупым, пошлым и невежественным…

8- Усиливать чувство собственной вины 

Заставить человека уверовать в то, что только он виновен в собственных несчастьях, которые происходят ввиду недостатка его умственных возможностей, способностей или прилагаемых усилий. В результате, вместо того, чтобы восстать против экономической или политической системы, человек начинает заниматься самоуничижением, обвиняя во всем самого себя. Самообвинения вызывает подавленное состояние, приводящее, в числе прочего, к бездействию. А без действия ни о какой революции и речи быть не может! Манипулирование с помощью СМИ в этом случае может проявляться в церковной жизни верующих.

9- Знать о людях больше, чем они сами о себе знают

За последние десятилетия успехи в развитии науки привели к образованию разрыва между знаниями простых людей и сведениями, которыми обладают «верха».
Благодаря биологии, нейробиологии и прикладной психологии, «система» получила в свое распоряжение передовые знания о человеке, как в области физиологии, так и психики. Системе удалось узнать об обычном человеке больше, чем он сам о себе знает. Это означает, что в большинстве случаев система обладает большей властью и в большей степени управляет людьми, чем они сами.

Манипулирование с помощью СМИ, как сказано выше, чаще всего не замечается, как не замечается воздух, которым мы дышим. Однако, если воздух отравлен, он становится опасным для жизни!

по материалам сайта inosmi.ru

Оцените статью
Big5.ru
Добавить комментарий

 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.